Поделиться:


Советский тяжеловоз — гордость тяжелоупряжного коневодства



Эти крупные и массивные кони всегда привлекают внимание. Способные перевозить многотонные грузы и тянуть тяжелые повозки, тяжеловозы впервые были выведены в Западной Европе еще в 18-19 веках. Однако не только Европа, но и наша страна славится своими тяжелоупряжными породами. Одна из них – это гордость нашего народа — лошади Советский тяжеловоз. О них мы сейчас и поговорим.
 

Обзор породы

Советский тяжеловоз – это крупные массивные лошади, выведены в Советском Союзе на базе привезенных из-за границы брабансонов. В результате длительной селекции и разумного подхода отечественные коневоды намного улучшили первоначальные данные тяжеловозных коней. При сильно развитой мускулатуре и крепком костяке порода отличилась сухостью телосложения. Также по сравнению с брабансонами наши лошади стали менее прихотливыми к условиям содержания и кормам.



 

Сегодня можно с уверенностью сказать, что Советский тяжеловоз – это уникальная лошадь. Она обладает целым набором ценных качеств. Более того, до сих пор среди всех отечественных тяжелоупряжных эта порода является самой крупной и выносливой. Они носят почетное звание «коней богатырской силы» и в этом не имеют конкурентов. Также отличаются энергичным характером и грациозными движениями как на шаге, так и рыси.

Происхождение

Впервые тяжелоупряжные породы лошадей в Россию попали во второй половине 19 века. Спустя некоторое время на основе местных рабочих кобылиц и бельгийских тяжеловозов началось выведение новой советской породы. На начальных стадиях селекции кровь брабансонов смешивали с разнообразными по происхождению кобылами. Если углубиться в генотип, то наша порода имеет в корнях и першеронов, и арденов, и битюгов. Наибольший вклад в развитие и усовершенствование селекции внес профессор Д. А. Кисловский и зоотехник И. А. Анцин.

Основную цель, которую преследовали при выведении Советского тяжеловоза – это потребность сельского хозяйства в рабочих и выносливых лошадях. Уже к 30-м годам 20-го века совершенствовали породу на основе жеребцов, выращенных на своих конезаводах. В 1948-м году заграничных брабансонов уже не было. В Починковском (Нижегородская область) и Мордовском (республика Мордовия) конных заводах стали отбирать и проводить тренинг молодняка. Полностью утверждена порода была в 1952-м году.



 

Полученная порода тяжеловоза отвечала всем требованиям тогдашнего сельского хозяйства. Новые уникальные на то время кони были намного гармоничнее, мельче и подвижнее своих «прародителей». Более того, кобылицы отличились самой высокой молочной продуктивностью. Уже совсем скоро порода стала лидирующей по популярности и получила свое официальное название.

Внешний вид

Советский тяжеловоз – это крупные высокие кони. Средняя высота в холке у жеребцов в среднем составляет 165-170 см, кобыл – 160-163 см. Вес взрослых особей колеблется от 700 до 1000 килограмм. Первое, что бросается в глаза – это достаточно широкая массивная шея и грудь. Голова средней величины с хорошо развитыми щеками, широкими ноздрями, средними иногда обвислыми ушами.

Шея короткая или средней длины плавно переходит в низкую холку. Спина мягкая, что позволяет использовать коней под седлом. Еще одна важная особенность Советского тяжеловоза – широкая ровная поясница с раздвоенным и немного обвислым крупом. Такое строение бедренных и тазовых костей позволяет лошадям удерживать тяжелые грузы. Ноги сухие, мускулистые заканчиваются крепкими копытами правильной формы.



 

Важно! Очень часто советская тяжеловозная порода имеет неправильный постав ног: саблистость, косолапость и прочее. Как утверждают специалисты, это не влияет на способность лошади, однако не приветствуется при разведении.

Также из особенностей можно назвать короткое бедро, большие скакательные суставы, длинные лопатки, короткие бабки и широкую пясть.Что касается окраса, то кони чаще всего имеют рыжую, рыже-чалую, реже гнедую и гнедо-чалую масть. В отличие от брабансонов оброслось щеток на ногах умеренная, а вот грива и хвост зачастую пышные. Смотрите фото.

Продуктивные характеристики

Советский тяжеловоз – это скороспелая и высокопродуктивная лошадь. Жеребята быстро растут и набирают вес. Примерно к одному году жеребцы весят до 550 килограмм. Начиная уже с 2,5-3-х лет они успешно используются в тяжелых работах, с 5-6 – на специальных соревнованиях. Важно отметить длительный срок племенного использования. Некоторые матки дают приплод в 20 и более лет.

Как мы уже отмечали, советские тяжеловозные лошади способны потреблять дешевые объемистые корма, что делает их выгодное содержание в любых условиях. Кобылы отличаются высокой молочной продуктивностью и способны за период лактации давать в среднем 6000 литров молока. Эти качества успешно применяются для улучшения многих местных рабочих лошадей.



 

Два типа породы

Как мы уже говорили, Советский тяжеловоз был выведен на двух отечественных конезаводах: на Починковском и Мордовском. Однако это послужило выделению двух породных типов, которые имеют свои отличия. Так, например, кони Починковского конзавода имеют яркую выраженность тяжеловозных лошадей. Они массивные с крепкими высокими ногами и немного удлиненным корпусом. Кони Мордовского завода унаследовали качества Суффолькской породы, поэтому более компактного телосложения и более сухие.

«Наши» рекорды

Говоря об этой породе, не возможно не вспомнить об ее рекордах. Так, например, в 1957-м году на Тамбовском ипподроме гнедо-чалый жеребец по кличке Форс установил абсолютный рекорд грузоподъемности. Он вывез груз весом почти в 23 тонны и прошел расстояние 35 метров. На последующих всесоюзных соревнованиях с 1960 по 1990 годы представители породы регулярно устанавливали новые рекорды.

 


 

Современная жизнь бывалых рекордсменов

Современный мир техники и автоматизации сельского хозяйства откинул использование тяжеловозов в далекое прошлое. Сегодня порода, несмотря на свои выдающиеся результаты, переживает далеко не самые лучшие дни. Резко сокращается поголовье чистопородных коней, уменьшается спрос и потребность на высокопродуктивных маток. Починковский и Мордовский конзаводы практически проживают последние свои годы существования.

Однако этого нельзя сказать о других странах, где спрос на Советского тяжеловоза увеличивается. Сегодня наших жеребцов и кобыл можно встретить на международных соревнованиях, а также они участвуют в программах по улучшению тяжеловозных пород. Что касается России, то сегодня лучшее поголовье сосредоточено во Владимирской, Ярославской и Нижегородской областях.

Видео «Красивый и сильный тяжеловоз»

В этом видео вы сможете увидеть, как выглядит Советский тяжеловоз, узнать некоторые их особенности, а также то, чем так славятся эти кони и в наши дни.









Поделиться в соцсети:


Раздел: "Лошади. Породы".

Обсудить на форуме

Регистрация

  • Просмотры: 3817

    Авелинская лошадь получила свое название от местности Avelengo, которая принадлежит Италии с 1918 года. Авелинская лошадь является вариантом гафлингера, и эти две породы очень схожи между со

  • Просмотры: 2070

    Современная австралийская пастушья лошадь является потомком первых лошадей, привезенных на континент из Южной Африки во второй половине восемнадцатого века. Происхождение этих лошадей неизве

  • Просмотры: 1945

    В Австралии нет аборигенных пород лошадей и пони, поэтому выведение в этой стране новых пород зависело от экспорта лошадей из других стран. Первых лошадей и пони привезли в Австралию на судн

  • Просмотры: 1904

    Фронтьера (Испания) и основала национальный конный завод в Альтер ду Чау, от которого эта порода и получила свое название.

  • Просмотры: 2518

    Элегантная американская верховая лошадь (saddle bred) была выведена колонистами южных штатов Северной Америки в начале девятнадцатого века. Эта лошадь вначале носила название кентуккийской в




Ваша оценка статьи:

24.03.2016 Admin 0
avatar

ТОП пользователей



AdminSvetikMARYAMsamavalschoolonlyAidos_Rakhymkul1993ESamoy1ovaSmoozyshah_dalexnismoВалдисAnimalnatalshustovaVequine
наверх